ОГЭ. ЗАДАНИЕ 4
Задание 1
Установите соответствие между пунктуационными правилами
и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых
пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА |
А. Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется. Б. Если первая и вторая части сложного бессоюзного предложения противопоставлены по смыслу, то между частями предложения ставится тире. В. Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, выделяется тире. |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
1. И берёзовая рощица, протягивающая к небу ветки, и могучий дуб, закрывающий своим шатром поляну, ‒ словом, всё было по-своему прекрасно. 2. Каштанка, вскочив, присела на все четыре лапы и, протягивая к коту морду, залилась громким лаем. 3. Далеко впереди, в ясном небе, проступала светлая полоса, отблеск близких полярных льдов. 4. С Балтики на город наползали тёмные тучи – предвестники шторма, нередкого в этих краях. 5. Старик взволнованно подёргал за ручку – дверь оказалась запертой, видимо, с внутренней стороны. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 2
Установите соответствие между пунктуационными правилами
и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых
пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА |
А. Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая. Б. Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется. В. Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире. |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
1. Ирония Звягинцева, профессора нашего университета, не произвела, однако, на нового студента никакого впечатления. 2. Вдалеке, на склоне горы, поросшей лесом, показался огонёк. 3. Хорошая книга – это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро. 4. Между холмами мелькнуло море, однако дорога сразу же повернула вправо, и море исчезло из вида. 5. Перелёты через Северный полюс в Америку, рекорды дальности полёта, десятки новых самолётов, впервые поднятых в воздух, – всё это связано с именем прославленного лётчика Михаила Громова. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 3
Установите соответствие между пунктуационными правилами
и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых
пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА |
А. Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая. Б. Обращение выделяется запятыми. В. Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется. |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
1. Берёзовый лесок закончился, и перед путниками возникла речка, прячущаяся в камышовых зарослях. 2. Когда стало совсем жарко и толчея в порту замерла, друзья выбрались за городскую черту и поднялись на холм, с которого видна была гавань. 3. В это время Иван Езерский, мой сосед, вошёл в свой тесный кабинет. 4. В.И. Даля мы знаем как известного собирателя пословиц, как знатока русского языка. 5. И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 4
Установите соответствие между пунктуационными правилами
и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых
пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА |
А. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие. Б. Уточняющее обстоятельство обособляется. В. Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется. |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
1. Луна, яркая и точно мокрая, мелькала по голым верхушкам деревьев, и голые сучья сливались с её влажным блеском, исчезали в нём. 2. Погода стояла неблагоприятная: по временам шёл мелкий осенний дождь, постоянно дул ветер. 3. Приметы связаны со всем: с цветом неба, росой и туманами, криком птиц и яркостью звёздного неба. 4. Высокое, почти безоблачное летнее небо, наполненное солнечным блеском, было восхитительно. 5. В детстве мы с братом любили проводить время в заброшенном уголке сада, между сараем и забором, где хранилось множество вышедших из употребления вещей. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 5
Установите соответствие между пунктуационными правилами
и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых
пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА |
А. Между однородными членами предложения перед второй частью двойного союза ставится запятая. Б. Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется. В. Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется. |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
1. Мы плыли на лодке по тёмной, как чернила, реке, петляющей между мрачными скалами. 2. Н.М. Пржевальский, известный географ и натуралист, путешествовал не только по Дальнему Востоку, но и по Центральной Азии. 3. Звёзды дрожали в тёмно-синей глубине неба, как дрожат капли росы утром на траве, окутанной туманом. 4. Оставшись один, Алексей ходил по комнате, браня себя вполголоса за невнимательное отношение к сестре. 5. Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и, промокшая, грязная, вернулась обратно. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 6
Установите соответствие между пунктуационными правилами
и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых
пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА |
А. Обращение отделяется запятой. Б. Между однородными членами предложения, связанными повторяющимся союзом, ставится запятая. В. Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире. |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
1. Дети радовались и хорошей погоде, и встречам с одноклассниками, и короткому дождю, оставившему лужи на асфальте. 2. Высоко пари́т, распластав крылья, орёл – гроза пернатого царства. 3. Солнце только что село, и алый тонкий свет лежал на зелёных лозах, на сухой земле и на белой стене небольшого домика, стоявшего на самом верху горы. 4. «Поди прочь, безумный мальчишка!» – нетерпеливо прервал Азамата Ка́збич. 5. Папе стихи понравились, он поцеловал Виту в щёчку и сказал, что его дочь – настоящая поэтесса вроде Агнии Барто. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 7
Установите соответствие между пунктуационными правилами
и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых
пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА |
А. Вводная конструкция выделяется запятыми. Б. Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется. В. В неполном предложении на месте пропуска члена предложения ставится тире. |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
1. Бора – это яростный и таинственный ветер, который рождается где-то в горах около Новороссийска, сваливается в круглую бухту и вызывает страшное волнение на Чёрном море. 2. «Держитесь, ребята, крепче!» – весело крикнул капитан, вцепившись в поручни. 3. С одной стороны вала широкая полянка оканчивалась лесом, с другой – бежала маленькая речка. 4. Мите казалось, что го́ре, свалившееся на его плечи, сделало его глубоким стариком. 5. Руки, к страшной моей досаде, дрожали, горло пересохло. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 8
Установите соответствие между пунктуационными правилами
и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых
пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА |
А. Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется. Б. Между однородными членами предложения перед второй частью двойного союза ставится запятая. В. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие. |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
1. Вскоре после захода солнца полевой стан опустел: тракторы ушли на стоянки, а отработавшая смена ужинала в палатке. 2. Коллекция лекарственных трав, которую собрал учёный, известна не только отечественным, но и зарубежным специалистам. 3. Стёпка наскоро умылся, съел холодный огурец с куском хлеба, выскочил на улицу, накинув на худенькие плечи курточку. 4. Теперь уж ничего не было видно: ни гор, ни неба, ни земли. 5. Прерванный на минуту разговор возобновился, и Николай мог свободно разглядеть общество, сидящее за столом. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 9
Установите соответствие между пунктуационными правилами
и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых
пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА |
А. Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире. Б. Между однородными членами предложения, соединёнными повторяющимся союзом, ставится запятая. В. В неполном предложении на месте пропуска члена предложения ставится тире. |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
1. Сибирская тайга – бесценное творение природы, богатое непроходимыми лесами и болотами. 2. Сад тётушки славился соловьями, горлинками и яблонями, а дом ‒ крышей. 3. Слова, созданные далёкими предками, раскрывают нам и удивительные стороны психологии народа, и его умение подмечать наиболее характерное в явлениях действительности. 4. Ветер шевелил листву, и шум моря сливался со звуками затихающей песни, и слышался треск сучьев в костре. 5. Вода, камыши, прибрежный кустарник ‒ всё было скрыто в густом рассветном тумане. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 10
Установите соответствие между пунктуационными правилами
и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых
пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА |
А. Обращение отделяется запятой. Б. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие. В. Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая. |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
1. Родина подсолнечника – Центральная Америка, откуда испанцы вывезли его в Европу в ХVI веке. 2. В мелколесье юные деревца всех пород: ель и сосна, осина и берёза – растут дружно и тесно. 3. Вид с вала был прекрасный: с одной стороны широкая полянка кончалась лесом, с другой – бежала маленькая речка. 4. «Ты спрашивала меня, мама?» – сказал Митя, входя и останавливаясь у порога. 5. Иногда находило облачко, синее небо голубело, и тёплый воздух становился ещё нежнее и слаще. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.