РУСЕГЭ: тесты реальной сложности

ЕГЭ. ЗАДАНИЕ 26

Изучить теорию

Тропы
Приемы
Синтаксические средства
Лексические средства
Комплексные задания

Тропы

Определите, какой троп использовал автор в следующих предложениях. Варианты ответов: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение.

Задание 1

(7)К общей цели его ведёт сама Россия. (23) Сделает из обычных людей Поколение победителей.

Открыть ответы

Метафора

Задание 2

(Г)__________ («нечеловеческие нагрузки» в предложении 3)». К общей цели его ведёт сама Россия. (23) Сделает из обычных людей Поколение победителей.

Открыть ответы

Эпитет

Задание 3

(55)Запахи эти ожили, дохнули из глубины картины.

Открыть ответы

Олицетворение

Задание 4

Троп - (Г)__________ («певучий голос» в предложении 52, «жёсткую руку» в предложении 58).

Открыть ответы

Эпитет

Задание 5

Троп – (А)__________ («чудесная вещь»в предложении 30, «атласное море» в предложении 39).

Открыть ответы

Эпитет

Задание 6

Троп - (В)__________ («перебегают с места на место огни», «дышит и ходит всё это поле огней» в предложении 37).

Открыть ответы

Олицетворение

Задание 7

Троп - (А)__________ («неукротимое, неудержимое, жгучее желание» в предложении 31).

Открыть ответы

Эпитет

Задание 8

Троп: (А)__________ («густой, добродушный бас» в предложении 7, «сознательная и страстная любовь к Родине» в предложении 35).

Открыть ответы

Эпитет

Задание 9

Троп - (Б)__________ («загорался… огонь ярости» в предложении 29).

Открыть ответы

Метафора

Задание 10

Троп (Б)__________ («питались модуляции… голоса» в предложении 30, «ранил души подростков» в предложении 31).

Открыть ответы

Эпитет

Задание 11

Троп - (В)__________ («два свинцово-тяжёлых сухаря» в предложении 3, «тёмные лица» в предложении 26, «изрытые морщинами щёки» в предложении 37).

Открыть ответы

Эпитет

Задание 12

Троп - (А)__________ («Толстой вошёл в мою жизнь…» в предложении 1).

Открыть ответы

Метонимия

Задание 13

Троп - (Г)__________ («как в новый дом» в предложении 13, «как шаровая молния в форточку» в предложении 43)» .

Открыть ответы

Сравнение

Задание 14

(30)Так разрушаются основы нашего общего Дома.(34)Двести лет назад американцы варварски истребили миллионы бизонов, а в середине прошлого века химия выкосила в Америке культовую птицу – белоголового орлана.

Открыть ответы

Метафора

Приемы

Определите, какие приемы использовал автор в следующих предложениях. Варианты ответов: анафора, цитирование, лексический повтор, противопоставление, вопросно-ответная форма изложения.

Задание 1

(12)«Я патриот, а к патриотам грязь не пристанет», – повторял Николай Кузнецов, легендарный разведчик, герой Советского Союза, сын «раскулаченных», с лихвой хлебнувший «от перегибов» в политике партии.

Открыть ответы

Цитирование

Задание 2

(24)Но сильный человек умеет использовать самый незаметный шанс, который, конечно, есть в жизни каждого: он побеждает судьбу. (25)Вернее, не судьбу, а трудности, которые посланы ему судьбой.

Открыть ответы

Противопоставление

Задание 3

(53)А под ивой за корягой жили налимы, их можно было нащупать там и толкнуть рукой. (54)А на реке пахло брёвнами, дымком от шалашей плотогонов, пахло тиной и ряской, пахло осиной старое корыто, на котором они по очереди плавали по реке.

Открыть ответы

Анафора

Задание 4

(15)Ещё бывала первая любовь, когда девочка смотрела на тебя с балкона, и ты думал, не уродлив ли ты. (16)Ещё отец девочки, моряк в парадном мундире, гремя палашом1, шёл тебе навстречу и отвечал тебе на поклон, отчего ты бежал во весь дух, сам не зная куда, обезумевший от счастья. (17)Ещё продавали из-за зелёного прилавка квас по две копейки за стакан, и ты возвращался после игры в футбол, неся в ушах звон мяча…

Открыть ответы

Анафора

Задание 5

(20)Появились первые танки, и впервые аэропланы стали сбрасывать бомбы. (21)Однако в музеях по-прежнему висели необыкновенные картины, прекрасные, как деревья на закате.

Открыть ответы

Противопоставление

Задание 6

(14)Поищем: с какими другими словами сочетается интересующее нас понятие, почему так можно сказать, а так нельзя. (20)Противоположные эти силы, встречаясь в одной точке, не уничтожаются, а складываются.(32)Счастье не вещь, и не склад вещей, и не положение, и не денежное состояние, а состояние души, возникающее при достижении сильно желаемого.

Открыть ответы

Противопоставление

Задание 7

(20)Бывают наводчики хорошие, способные. (21)Бывают наводчики талантливые. (22)Бывают выдающиеся.

Открыть ответы

Анафора

Задание 8

(30)Он не отступал ни на шаг. (31)Он стрелял из своего орудия до последнего патрона.

Открыть ответы

Анафора

Задание 9

(29)Что же является критерием настоящей литературы? (30)Для меня главным мерилом был и остаётся результат: чтобы тебе поверили.

Открыть ответы

Вопросно-ответная форма изложения

Задание 10

(30)Да кто ж вложил учителю в те годы «жало мудрыя змеи», какой провидческий опыт позволил ему заглянуть через десятилетия, какой нечеловеческой интуицией питались модуляции проникновенного голоса и лукавый блеск глаз из-под очков? (Автор, говоря о профессионализме учителя, использует приём (Г)__________ («жало мудрыя змеи» в предложении 30)».)

Открыть ответы

Цитирование

Синтаксические стредства

Определите, какие синтаксические средства использовал автор в следующих предложениях. Варианты ответов: вводные слова, вводные конструкции, назывные предложения, ряды однородных членов предложения, вопросительн(ое)ые предложени(е)я, восклицательн(ое)ые предложени(е)я.

Задание 1

(50)На картине, несомненно, был изображён старый дом семейства Кислых в его родном Лыкове: та же крыша, тот же флюгер, спуск к речке… (56)Запах горячих от солнца чугунных столбов, старого причала. (59)Было чудо, что художник поймал и заключил навечно в эту белую рамку его, Лосева, воспоминание – со всеми красками, запахами, теплотой.

Открыть ответы

Ряды однородных членов предложения

Задание 2

(24)Но сильный человек умеет использовать самый незаметный шанс, который, конечно, есть в жизни каждого: он побеждает судьбу. (25)Вернее, не судьбу, а трудности, которые посланы ему судьбой.

Открыть ответы

Вводные слова

Задание 3

(9)Спросим себя: что такое счастье? (10)Что кроется за этим словом?(41)Похоже на правду?

Открыть ответы

Вопросительные предложения

Задание 4

(15)Если попытаться охарактеризовать всё отобранное и недавно прочитанное мною, то первое, что приходит на ум: это написали личности!

Открыть ответы

Восклицательное предложение

Задание 5

(6)Это никого не оправдывает, но причины очевидны, а стойкую привычку к серьёзному чтению, к сожалению, выработали не все. (9)Возможно, я сгущаю краски и кто-то сумеет нарисовать более оптимистичную картину, но, на мой взгляд, реалии времени именно таковы.

Открыть ответы

Вводные слова

Задание 6

(7)Колмогоров сам читал лекции; помню его в белой рубашке с протёртыми воротничком и манжетами, выписывающим на доске и комментирующим загадочные формулы, – от формул тех в голове уже ни следа, а образ свеж, как будто это было вчера; помню общие с ним лыжные прогулки всем классом по кунцевским рощам, его рассказы по вечерам в читальном зале - о музыке, живописи, архитектурных шедеврах Европы…

Открыть ответы

Ряды однородных членов предложения

Задание 7

(14)Поразительно! (20)Опять лучше не скажешь!(25)Опять моё!

Открыть ответы

Восклицательные предложения

Задание 8

Плохо было дело!

Открыть ответы

Восклицательное предложение

Задание 9

(31)Вероятно, у меня было плохое настроение, потому что я вытащил пистолет и сказал Ромашову, что убью его, если он не перестанет ныть (40)Всё, кажется, было, как прежде, но всё уже было совершенно другим.(55)Он ушёл, что было равносильно убийству, а может быть, даже и хуже.

Открыть ответы

Вводные конструкции

Задание 10

(42)Очертания материков. (43)Следы деятельности вулканов. (44)Огни больших городов и маленьких деревень.

Открыть ответы

Назывные предложения

Задание 11

(20)Как и я! (24)Ох, если б можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!(41)Да что с ним разговаривать!

Открыть ответы

Восклицательные предложения

Задание 12

(19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я!

Открыть ответы

Лексический повтор

Задание 13

(16)Написано было: «По тому инстинктивному чувству, которым один человек угадывает мысли другого и которое служит путеводною мыслью разговора, Катенька поняла, что мне больно её равнодушие...»(19)Или в другом месте: «Глаза наши встретились, и я понял, что он понимает меня и то, что я понимаю, что он понимает меня...»(23)«В молодости все силы души направлены на будущее...»

Открыть ответы

Цитирование

Задание 14

(47)Земля, изрытая шахтами и лисьими норами. (48)Земля со следами зверей, хлебными полями и кудрями лесов… .

Открыть ответы

Анафора

Лексические стредства

Определите, какие лексические средства использовал автор в следующих предложениях. Варианты ответов: разговорная лексика, просторечие, фразеологизм, синонимы, антонимы.

Задание 1

А также лексическое средство – (В)__________ («ни на шаг» в предложении 30)

Открыть ответы

Фразеологизм

Задание 2

Использованием такого лексического средства выразительности, как (Б)__________ («под рукой» в предложении 8, «сгущаю краски» в предложении 9).

Открыть ответы

Фразеологизм

Задание 3

(53)Лексическое средство - (Б)__________ («тащился» в предложении 14, «идиот» в предложении 17).

Открыть ответы

Разговорная лексика

Задание 4

(44)Кровь бросилась мне в лицо.

Открыть ответы

Фразеологизм

Задание 5

Лексическое средство – (Б)__________ («большие» в предложении 23 и «маленькие» в предложении 24) ((23)Живут в океанской воде на грани истребления человеком громадные киты, самые большие существа, когда-либо жившие на Земле. (24)Самые маленькие из млекопитающих – мышь-малютка и землеройка, весящая всего два грамма).

Открыть ответы

Антонимы

Комплексные задания

Задание 1

Установите соответствие и впишите ответ.

«Речь автора образна и эмоциональна. Для выражения своих мыслей М.С. Строганов использует разнообразные средства выразительности, среди которых троп –– (А)__________ (предложения 7, 23), приёмы: (Б)__________ (в предложении 12) и (В)__________ (предложения 5––6), а также троп –– (Г)__________ («нечеловеческие нагрузки» в предложении 3)».

Список терминов:

1. фразеологизм

2. метафора

3. цитирование

4. вопросительные предложения

5. восклицательные предложения

6. эпитет

7. обращение

8. вводные конструкции

9. противопоставление

(3)Приходит срок, наступает их час - и внезапно в целом поколении обнаруживаются неведомые силы, способные противостоять любым испытаниям, вынести нечеловеческие нагрузки и победить любого врага.

(5)Для того, кто хочет пройти его в угоду себе, он тёмен и неведом, ненадёжен, как игрушка в руках безрассудной фортуны. (6)Но для того, кто жизнь видит в служении своей Отчизне, этот путь наполнен особенным, непостижимым для прочих смыслом.

(7)К общей цели его ведёт сама Россия.

(12)«Я патриот, а к патриотам грязь не пристанет», - повторял Николай Кузнецов, легендарный разведчик, герой Советского

Союза, сын «раскулаченных», с лихвой хлебнувший «от перегибов» в политике партии.

(23)Сделает из обычных людей Поколение победителей.

Открыть ответы

2

Задание 2

Установите соответствие и впишите ответ.

«Картина неизвестного художника пробудила детские воспоминания героя. Для того чтобы передать чувства Лосева, соприкоснувшегося с истинным произведением искусства, писатель использует различные художественные средства, среди которых троп –– (А)__________ (в предложении 55), приём –– (Б)__________ (предложения 53––54) и синтаксическое средство –– (В)__________ (в предложениях 50, 56, 59). Троп –– (Г)__________ («певучий голос» в предложении 52, «жёсткую руку» в предложении 58) –– помогает автору создать образ матери рассказчика».

Список терминов:

1. эпитет

2. анафора

3. олицетворение

4. вводные слова

5. фразеологизм

6. риторический вопрос

7. противопоставление

8. парцелляция

9. ряды однородных членов предложения

(50)На картине, несомненно, был изображён старый дом семейства Кислых в его родном Лыкове: та же крыша, тот же флюгер, спуск к речке... (52)Счастье какое услышать снова певучий её голос. (53)А под ивой за корягой жили налимы, их можно было нащупать там и толкнуть рукой.

(54)А на реке пахло брёвнами, дымком от шалашей плотогонов, пахло тиной и ряской, пахло осиной старое корыто, на котором они по очереди плавали по реке. (55)Запахи эти ожили, дохнули из глубины картины. (56)Запах горячих от солнца чугунных столбов, старого причала. (58)Он ощутил на голове её маленькую жёсткую руку. (59)Было чудо, что художник поймал и заключил навечно в эту белую рамку его, Лосева, воспоминание –– со всеми красками, запахами, теплотой.

Открыть ответы

3

Задание 3

Установите соответствие и впишите ответ.

«В воспоминаниях Ю.К. Олеша рисует картины счастливого детства, когда он постигал мир и искал своё место в нём. Образность и эмоциональность тексту придают разнообразные художественные средства, среди которых троп –– (А)__________ («чудесная вещь» в предложении 30, «атласное море» в предложении 39) и приём –– (Б)__________ (предложения 15, 16, 17). Троп –– (В)__________ («перебегают с места на место огни», «дышит и ходит всё это поле огней» в предложении 37) и приём –– (Г)__________ (предложения 20––21) –– помогают читателю осознать, сколько бед и горя несёт людям война, как она разрушает их планы, мечты, надежды».

Список терминов:

1. эпитет

2. олицетворение

3. восклицательные предложения

4. вводные слова

5. фразеологизм

6. анафора

7. противопоставление

8. парцелляция

9. сравнение

(15)Ещё бывала первая любовь, когда девочка смотрела на тебя с балкона, и ты думал, не уродлив ли ты. (16)Ещё отец девочки, моряк в парадном мундире, гремя палашом1, шёл тебе навстречу и отвечал тебе на поклон, отчего ты бежал во весь дух, сам не зная куда, обезумевший от счастья. (17)Ещё продавали из-за зелёного прилавка квас по две копейки за стакан, и ты возвращался после игры в футбол, неся в ушах звон мяча… (20)Появились первые танки, и впервые аэропланы стали сбрасывать бомбы. (21)Однако в музеях (30)Какая чудесная вещь –– свобода воспоминаний! (37)Воспоминания не последует, только опишем, как при нашем возвращении горела вдали огнями Одесса, покинутая нами утром, как, казалось, перебегают с места на место огни, исчезают, опять загораются, как дышит и ходит всё это поле огней… (39)Как тихонько под самыми пальцами, которые вы опускали в воду, рокотало и бежало атласное море, рокотало и бежало, тёмное, бежало навстречу нам низко-низко под бортом яхты, на расстоянии локтя –– ещё одного локтя, потому что вы сидели облокотившись…

Открыть ответы

4

Задание 4

Установите соответствие и впишите ответ.

«С.Л. Соловейчик относится к числу создателей педагогики сотрудничества, цель которой –– воспитать свободного, нравственного, гордого, а главное, счастливого человека. Автор стремится разобраться в сложных философских понятиях. Эмоциональность и убедительность размышлениям педагога придают такие художественные средства, как троп –– (А)__________ («неукротимое, неудержимое, жгучее желание» в предложении 31), приём –– (Б)__________ (предложения 14, 20, 32) и синтаксическое средство –– (В)__________ (в предложениях 24, 25). Синтаксическое средство –– (Г)__________ (предложения 9, 10, 41) –– вовлекает читателей в диалог с автором».

Список терминов:

1. эпитет

2. сравнительный оборот

3. вопросительные предложения

4. вводные слова

5. фразеологизм

6. лексический повтор

7. противопоставление

8. разговорная лексика

9. ирония

(9)Спросим себя: что такое счастье? (10)Что кроется за этим словом? (14)Поищем: с какими другими словами сочетается интересующее нас понятие, почему так можно сказать, а так нельзя. (20)Противоположные эти силы, встречаясь в одной точке, не уничтожаются, а складываются. (24)Но сильный человек умеет использовать самый незаметный шанс, который, конечно, есть в жизни каждого: он побеждает судьбу. (25)Вернее, не судьбу, а трудности, которые посланы ему судьбой. (31)Неукротимое, неудержимое, жгучее желание счастья... (32)Счастье не вещь, и не склад вещей, и не положение, и не денежное состояние, а состояние души, возникающее при достижении сильно желаемого. (41)Похоже на правду?

Открыть ответы

5

Задание 5

Установите соответствие и впишите ответ.

«В центре внимания рассказчика боец Ковалёв, который является образцом истинного героя. Чтобы создать образ артиллериста, писатель использует разнообразные художественные средства, среди которых тропы: (А)__________ («густой, добродушный бас» в предложении 7, «сознательная и страстная любовь к Родине» в предложении 35) и (Б)__________ («загорался… огонь ярости» в предложении 29), а также лексическое средство –– (В)__________ («ни на шаг» в предложении 30). Передать своё отношение к защитникам Родины автору помогает приём –– (Г)__________ (предложения 20––22 и 30––31)».

Список терминов:

1. эпитеты

2. фразеологизм

3. восклицательные предложения

4. вводные слова

5. сравнительный оборот

6. метафора

7. противопоставление

8. просторечная лексика

9. анафора

–– (7)Ну, Ванюша, нравится наше орудие? –– услышал он за собой густой, добродушный бас. (20)Бывают наводчики хорошие, способные. (21)Бывают наводчики талантливые. (22)Бывают выдающиеся. (29)В нём загорался холодный огонь ярости. (30)Он не отступал ни на шаг. (31)Он стрелял из своего орудия до последнего патрона. (35)Но только сознательная и страстная любовь к Родине может сделать из храбреца героя.

Открыть ответы

85