Установите соответствие и впишите ответ.
«Речь автора образна и эмоциональна. Для выражения своих мыслей М.С. Строганов использует
разнообразные средства
выразительности, среди которых троп –– (А)__________ (предложения 7, 23), приёмы:
(Б)__________ (в предложении 12) и
(В)__________ (предложения 5––6), а также троп –– (Г)__________ («нечеловеческие нагрузки» в
предложении 3)».
1. фразеологизм
2. метафора
3. цитирование
4. вопросительные предложения
5. восклицательные предложения
6. эпитет
7. обращение
8. вводные конструкции
9. противопоставление
(3)Приходит срок, наступает их час - и внезапно в целом поколении
обнаруживаются неведомые силы, способные
противостоять любым испытаниям, вынести нечеловеческие нагрузки и победить любого врага.
(5)Для того, кто хочет пройти его в угоду себе, он тёмен и неведом,
ненадёжен, как игрушка в руках безрассудной фортуны.
(6)Но для того, кто жизнь видит в служении своей Отчизне, этот путь наполнен особенным,
непостижимым для прочих смыслом.
(7)К общей цели его ведёт сама Россия.
(12)«Я патриот, а к патриотам грязь не пристанет», - повторял
Николай Кузнецов, легендарный разведчик, герой Советского
Союза, сын «раскулаченных», с лихвой хлебнувший «от перегибов» в
политике партии.
(23)Сделает из обычных людей Поколение победителей.
Установите соответствие и впишите ответ.
«Картина неизвестного художника пробудила детские воспоминания героя. Для того чтобы передать
чувства Лосева,
соприкоснувшегося с истинным произведением искусства, писатель использует различные
художественные средства, среди
которых троп –– (А)__________ (в предложении 55), приём –– (Б)__________ (предложения
53––54) и синтаксическое средство
–– (В)__________ (в предложениях 50, 56, 59). Троп –– (Г)__________ («певучий голос» в
предложении 52, «жёсткую руку» в
предложении 58) –– помогает автору создать образ матери рассказчика».
1. эпитет
2. анафора
3. олицетворение
4. вводные слова
5. фразеологизм
6. риторический вопрос
7. противопоставление
8. парцелляция
9. ряды однородных членов предложения
(50)На картине, несомненно, был изображён старый дом семейства
Кислых в его родном Лыкове: та же крыша, тот же флюгер,
спуск к речке... (52)Счастье какое услышать снова певучий её голос. (53)А под ивой за
корягой жили налимы, их можно было
нащупать там и толкнуть рукой.
(54)А на реке пахло брёвнами, дымком от шалашей плотогонов, пахло
тиной и ряской, пахло осиной старое корыто, на котором
они по очереди плавали по реке. (55)Запахи эти ожили, дохнули из глубины картины. (56)Запах
горячих от солнца чугунных
столбов, старого причала. (58)Он ощутил на голове её маленькую жёсткую руку. (59)Было чудо,
что художник поймал и
заключил навечно в эту белую рамку его, Лосева, воспоминание –– со всеми красками, запахами,
теплотой.
Установите соответствие и впишите ответ.
«В воспоминаниях Ю.К. Олеша рисует картины счастливого детства, когда он постигал мир и искал
своё место в нём.
Образность и эмоциональность тексту придают разнообразные художественные средства, среди
которых троп –– (А)__________
(«чудесная вещь» в предложении 30, «атласное море» в предложении 39) и приём ––
(Б)__________ (предложения 15, 16, 17).
Троп –– (В)__________ («перебегают с места на место огни», «дышит и ходит всё это поле
огней» в предложении 37) и приём
–– (Г)__________ (предложения 20––21) –– помогают читателю осознать, сколько бед и горя
несёт людям война, как она
разрушает их планы, мечты, надежды».
1. эпитет
2. олицетворение
3. восклицательные предложения
4. вводные слова
5. фразеологизм
6. анафора
7. противопоставление
8. парцелляция
9. сравнение
(15)Ещё бывала первая любовь, когда девочка смотрела на тебя с
балкона, и ты думал, не уродлив ли ты. (16)Ещё отец
девочки, моряк в парадном мундире, гремя палашом1, шёл тебе навстречу и отвечал тебе на
поклон, отчего ты бежал во весь
дух, сам не зная куда, обезумевший от счастья. (17)Ещё продавали из-за зелёного прилавка
квас по две копейки за стакан,
и ты возвращался после игры в футбол, неся в ушах звон мяча… (20)Появились первые танки, и
впервые аэропланы стали
сбрасывать бомбы. (21)Однако в музеях (30)Какая чудесная вещь –– свобода воспоминаний!
(37)Воспоминания не последует,
только опишем, как при нашем возвращении горела вдали огнями Одесса, покинутая нами утром,
как, казалось, перебегают с
места на место огни, исчезают, опять загораются, как дышит и ходит всё это поле огней…
(39)Как тихонько под самыми
пальцами, которые вы опускали в воду, рокотало и бежало атласное море, рокотало и бежало,
тёмное, бежало навстречу нам
низко-низко под бортом яхты, на расстоянии локтя –– ещё одного локтя, потому что вы сидели
облокотившись…
Установите соответствие и впишите ответ.
«С.Л. Соловейчик относится к числу создателей педагогики сотрудничества, цель которой ––
воспитать свободного,
нравственного, гордого, а главное, счастливого человека. Автор стремится разобраться в
сложных философских понятиях.
Эмоциональность и убедительность размышлениям педагога придают такие художественные
средства, как троп –– (А)__________
(«неукротимое, неудержимое, жгучее желание» в предложении 31), приём –– (Б)__________
(предложения 14, 20, 32) и
синтаксическое средство –– (В)__________ (в предложениях 24, 25). Синтаксическое средство ––
(Г)__________ (предложения
9, 10, 41) –– вовлекает читателей в диалог с автором».
1. эпитет
2. сравнительный оборот
3. вопросительные предложения
4. вводные слова
5. фразеологизм
6. лексический повтор
7. противопоставление
8. разговорная лексика
9. ирония
(9)Спросим себя: что такое счастье? (10)Что кроется за этим словом?
(14)Поищем: с какими другими словами сочетается
интересующее нас понятие, почему так можно сказать, а так нельзя. (20)Противоположные эти
силы, встречаясь в одной
точке, не уничтожаются, а складываются. (24)Но сильный человек умеет использовать самый
незаметный шанс, который,
конечно, есть в жизни каждого: он побеждает судьбу. (25)Вернее, не судьбу, а трудности,
которые посланы ему судьбой.
(31)Неукротимое, неудержимое, жгучее желание счастья... (32)Счастье не вещь, и не склад
вещей, и не положение, и не
денежное состояние, а состояние души, возникающее при достижении сильно желаемого.
(41)Похоже на правду?
Установите соответствие и впишите ответ.
«В центре внимания рассказчика боец Ковалёв, который является образцом истинного героя. Чтобы
создать образ
артиллериста, писатель использует разнообразные художественные средства, среди которых
тропы: (А)__________ («густой,
добродушный бас» в предложении 7, «сознательная и страстная любовь к Родине» в предложении
35) и (Б)__________
(«загорался… огонь ярости» в предложении 29), а также лексическое средство –– (В)__________
(«ни на шаг» в предложении
30). Передать своё отношение к защитникам Родины автору помогает приём –– (Г)__________
(предложения 20––22 и 30––31)».
1. эпитеты
2. фразеологизм
3. восклицательные предложения
4. вводные слова
5. сравнительный оборот
6. метафора
7. противопоставление
8. просторечная лексика
9. анафора
–– (7)Ну, Ванюша, нравится наше орудие? –– услышал он за собой
густой, добродушный бас. (20)Бывают наводчики хорошие,
способные. (21)Бывают наводчики талантливые. (22)Бывают выдающиеся. (29)В нём загорался
холодный огонь ярости. (30)Он не
отступал ни на шаг. (31)Он стрелял из своего орудия до последнего патрона. (35)Но только
сознательная и страстная любовь
к Родине может сделать из храбреца героя.