(1)Одно из забавных свойств человеческой природы заключается в том, что каждый человек стремится доигрывать собственный образ, навязанный ему окружающими людьми. (2)Иной пищит, а доигрывает.
(3)Однажды, когда я учился в школе, мы всем классом работали на одном приморском пустыре, стараясь превратить его в место для культурного отдыха. (4)Как это ни странно, в самом деле превратили. (5)Но дело не в этом. (6)Дело в том, что в тот давний день, когда мы возделывали пустырь, один из ребят обратил внимание остальных на то, как я держу носилки, на которых мы перетаскивали землю. (7)Военрук, присматривавший за нами, тоже обратил внимание на то, как я держу носилки. (8)Все обратили внимание на то, как я держу носилки. (9)Надо было найти повод для веселья, и повод был найден. (10)Оказалось, что я держу носилки как Отъявленный Лентяй. (11)Это был первый кристалл, выпавший из раствора, и дальше уже шёл деловитый процесс кристаллизации, которому я теперь сам помогал, чтобы окончательно декристаллизоваться в заданном направлении.
(12)Теперь всё работало на образ. (13)Если я на контрольной по математике сидел, никому не мешая, спокойно дожидаясь, покамест мой товарищ решит задачу, то все приписывали этой моей лени, а не тупости. (14)Естественно, я не пытался в этом кого-нибудь разуверить. (15)Когда же я по русскому письменному писал прямо из головы, не пользуясь учебниками и шпаргалками, это тем более служило доказательством моей неисправимой лени.
(16)Чтобы оставаться в образе, я перестал исполнять обязанности дежурного. (17)К этому привыкли настолько, что, когда кто-нибудь из учеников забывал выполнять обязанности дежурного, учителя под одобрительный шум класса заставляли меня стирать с доски или тащить в класс физические приборы. (18)Впрочем, приборов тогда не было, но кое-что тащить приходилось.
(19)Развитие образа привело к тому, что я вынужден был перестать делать домашние уроки. (20)При этом, чтобы сохранить остроту положения, я должен был достаточно хорошо учиться.
(21)По этой причине я каждый день, как только начиналось объяснение материала по гуманитарным предметам, ложился на парту и делал вид, что дремлю. (22)Если учителя возмущались моей позой, я говорил, что заболел, но не хочу пропускать занятий, чтобы не отстать. (23)Лежа на парте, я внимательно слушал голос учителя, не отвлекаясь на обычные шалости, и старался запомнить всё, что он говорит. (24)После объяснения нового материала, если оставалось время, я вызывался отвечать в счет будущего урока.
(25)Учителей это радовало, потому что льстило их педагогическому самолюбию. (26)Получалось, что они так хорошо и доходчиво доносят свой предмет, что ученики, даже не пользуясь учебниками, всё усваивают. (27)Учитель ставил мне в журнал хорошую оценку, звенел звонок, и все были довольны. (28)И никто, кроме меня, не знал, что только что зафиксированные знания рушатся из моей головы, как рушится штанга из рук штангиста после того, как прозвучит судейское: «Вес взят!»
(29)Через некоторое время слухи об Отъявленном Лентяе дошли до директора школы, и он почему-то решил, что это именно я стащил подзорную трубу, которая полгода назад исчезла из географического кабинета. (30)Не знаю, почему он так решил. (31)Возможно, сама идея хотя бы зрительного сокращения расстояния, решил он, больше всего могла соблазнить лентяя. (32)Другого объяснения я не нахожу. (33)К счастью, подзорную трубу отыскали, но ко мне продолжали присматриваться, почему-то ожидая, что я собираюсь выкинуть какой-нибудь фокус. (34)Вскоре выяснилось, что никаких фокусов я не собираюсь выкидывать, что я напротив, очень послушный и добросовестный лентяй. (35)Более того, будучи лентяем, я вполне прилично учился.
(36)Тогда ко мне решили применить метод массированного воспитания, модный в те годы. (37)Суть его заключалась в том, что все учителя неожиданно наваливались на одного нерадивого ученика и, пользуясь его растерянностью, доводили его успеваемость до образцово-показательного блеска.
(38)Идея метода заключалась в том, что после этого другие нерадивые ученики, завидуя ему Хорошей Завистью, будут сами подтягиваться до его уровня, как одиночные посадки эвкалиптов. (39)Эффект достигался неожиданностью массированного нападения. (40)В противном случае ученик мог ускользнуть или испакостить сам метод. (41)Как правило, опыт удавался. (42)Не успевала мала куча, образованная массированным нападением, рассосаться, как преобразованный ученик стоял среди лучших, нагловато улыбаясь смущённой улыбкой обесчещенного.
(43)В этом случае учителя, завидуя друг другу, может быть, не слишком Хорошей Завистью, ревниво по журналу следили, как он повышает успеваемость, и уж, конечно, каждый старался, чтобы кривая успеваемости на отрезке его предмета не нарушала победную крутизну.
(44)То ли на меня навалились слишком дружно, то ли забыли мой собственный приличный уровень, но, когда стали подводить итоги опыта работы надо мной, выяснилось, что меня довели до уровня кандидата в медалисты. – (45)На серебряную потянешь, – однажды объявила классная руководительница, тревожно заглядывая мне в глаза.
(46)Каждый из кандидатов на медаль в своё время собственными силами добивался выдающихся успехов по какому-нибудь из основных предметов, а уже по остальным его дотягивали до нужного уровня. (47)Включение меня в кандидаты было пока ещё тихим триумфом метода массированного воспитания.
(48)На выпускных экзаменах к нам были приставлены наиболее толковые учителя. (49)Они подходили к нам и часто под видом разъяснения содержания билета тихо и сжато рассказывали содержание ответа. (50)Это было как раз то, что нужно.
(51)Спринтерская усвояемость, отшлифованная по время исполнения роли Отъявленного Лентяя, помогала мне точно донести до стола комиссии благотворительный шепоток подстраховывающего преподавателя. (52)Мне оставалось включить звук на полную мощность, что я и делал с неподдельным вдохновением.
(53)Кончилось все это тем, что я вместо запланированной на меня серебряной медали получил золотую, потому что один из кандидатов на золотую по дороге сорвался и отстал.
(54)Итак, я получил золотую медаль и зонтиком по шее от его мамаши на выпускном вечере. (55)Вернее, не на самом вечере, а перед вечером в раздевалке. – (55)Негодяй, притворявшийся лентяем! – сказала она, увидев меня в раздевалке и одергивая зонтик.
(56)В тот же год я поехал учиться в Москву, а самую медаль, которую ещё не видел, через несколько месяцев принесли маме прямо на работу. (57)Она показала её знакомому зубному технику, чтобы убедиться в подлинности золота. – (58)Сказал, настоящее, если он не заодно с ними, – рассказывала она мне на следующий год, когда я приехал на каникулы.
(по Ф.А. Искандеру*)