Комплексные задания
Задание 1
Прочитайте текст.
(1)Потенциал энергетических ресурсов Мирового океана огромен. (2)Он заключён в энергии морских волн, в суточных приливно-отливных движениях. (3)Суммарная мощность последних на нашей планете оценивается учёными от одного до шести миллиардов киловатт, причём первая из этих цифр намного превышает показатели энергетического потенциала всех рек земного шара. (4)Установлено, что возможности для сооружения крупных приливных электростанций имеются в 25– 30 местах. (5)Самыми большими ресурсами приливной энергии обладают Россия, Франция, Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1. Предложение 1 простое нераспространённое.
2. В предложении 2 составное именное сказуемое.
3. Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.
4. Предложение 4 простое, осложнено вводным словом.
5. Предложение 5 осложнено однородными подлежащими.
Открыть ответы
235
Задание 2
Прочитайте текст.
(1)В истории человечества есть две формы коммуникации: устная и письменная. (2)Сегодня с появлением Интернета, новой сферы общения, можно утверждать, что появился некий промежуточный тип коммуникации, который в каком-то смысле является письменным (визуальным), а в каком-то – устным. (3)По способу восприятия это, без сомнения, визуальная речь, то есть воспринимаемая глазами. (4)К тому же мы можем делать длительные паузы в процессе интернет-разговора, что недопустимо во время устной беседы, так как «живой» диалог предполагает мгновенные реплики. (5)Итак, технически это письменная речь, а вот с точки зрения структуры используемого в Интернете языка, безусловно, устная.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1. Предложение 1 простое двусоставное.
2. В первой части предложения 2 грамматическая основа – можно утверждать.
3. Предложение 3 односоставное назывное.
4. Предложение 4 сложное.
5. В предложении 5 содержится 3 (три) грамматические основы.
Открыть ответы
124
Задание 3
Прочитайте текст.
(1)Хотя диалог обычно противопоставляют монологу, в таком противопоставлении полюсы неравноправны. (2)Диалог – живая форма общения, он может длиться долго; напротив, монолог – искусственная форма речи, и обычно он длится недолго. (3)Правда, на сцене монолог звучит более естественно, чем в жизни. (4)Это объясняется тем, что, во-первых, сценический монолог предполагает фоном всю пьесу и, во-вторых, сами зрители выступают как бы в роли молчаливого собеседника актёра, произносящего монолог. (5)И всё же известная условность монолога сохраняется и на сцене, чем объясняется его постепенное вытеснение с подмостков: в пьесах нашего времени монолог занимает гораздо более скромное место, чем раньше.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1. Первая часть предложения 1 – односоставное неопределённо-личное предложение.
2. Предложение 2 содержит 4 (четыре) грамматические основы.
3. В предложении 3 первая грамматическая основа – правда.
4. Две части предложения 4 осложнены вводным словом.
5. Предложение 5 сложносочинённое.
Открыть ответы
45
Задание 4
Прочитайте текст.
(1)Кто из нас в детстве не мечтал стать отважным путешественником, чтобы, ступив на неизведанные земли, рассказать затем соотечественникам об открытых таинственных племенах и о своих удивительных, полных романтики и риска приключениях! (2)Путешественник – первооткрыватель, это своеобразный «сталкер» (если пользоваться терминологией Стругацких). (3)Популяризируя новые маршруты, под иным углом показывая старые, он прокладывает путь своим соотечественникам. (4)Это внешняя сторона. (5)Только спустя много лет я уяснил для себя совершенно определённо: путешествие – это не только романтика, но и тяжёлое испытание не столько сил, сколько духа.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1. Предложение 1 содержит 3 (три) грамматические основы.
2. В предложении 2 грамматическая основа – первооткрыватель.
3. Предложение 3 осложнено однородными обособленными обстоятельствами.
4. Предложение 4 простое.
5. Предложение 5 сложное бессоюзное.
Открыть ответы
45
Задание 5
Прочитайте текст.
(1)Культура человека выражается не только в умении говорить, но и в умении слушать. (2)Если даже захочешь возразить собеседнику, терпеливо выслушай его до конца, не перебивай его, возражение может и не понадобиться. (3)Некрасиво выглядит человек, который не умеет владеть собой, грубо перебивает собеседника, пытается подавить его криком, грубым словом, повелительной интонацией. (4)Этим он унижает не только собеседника, но и себя. (5)Убеждай силой логики, фактами, не торопись навязывать своё мнение, уважай мнение собеседника, во время разговора следи за выражением своего лица так же, как и за речью.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1. Предложение 1 сложносочинённое.
2. Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.
3. Предложение 3 простое с однородными сказуемыми.
4. Предложение 4 простое нераспространённое.
5. В сложном предложении 5 все части – односоставные определённо-личные.
Открыть ответы
45
Задание 6
Прочитайте текст.
(1)Сегодня грозной опасности подвергается не только биология человека, болезненную остроту приобретают и психологические проблемы. (2)С глубокой древности разрабатывались методы управления человеческим поведением. (3)В ХХ в. возникло убеждение, что возможности манипулирования человеком едва ли не безграничны: с помощью психотропных средств, массовой пропаганды можно запрограммировать человеческое поведение. (4)Вместе с тем рождается предположение, что проникнуть в ядро человеческой психики крайне трудно, а порою и просто невозможно. (5)Даже в состоянии гипноза индивид не переступает пределов ценностных предпочтений, и в глубинах своего сознания он остаётся неизменным, не поддаётся внешнему воздействию.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1. Предложение 1 сложное бессоюзное.
2. Предложение 2 односоставное неопределённо-личное.
3. В первой части предложения 3 грамматическая основа – возникло убеждение.
4. Предложение 4 сложносочинённое.
5. Вторая часть предложения 5 осложнена однородными членами.
Открыть ответы
45
Задание 7
Прочитайте текст.
(1)Географическая карта не раз служила подсказкой при выборе имени для вновь открытых химических элементов. (2)Но могло быть и по-другому. (3)В XVI веке испанский капитан Себастьян Кабот, плывя вверх по течению реки в Южной Америке, был поражён количеством серебра, которое было у местных индейцев, живших по берегам реки, и решил назвать её Ла-Платой, то есть серебряной (по-испански «плата» – серебро). (4)Отсюда впоследствии произошло и название всей страны. (5)Однако в начале XIX века владычество Испании кончилось, и, чтобы не вспоминать об этом печальном периоде, жители страны латинизировали её название; так на географических картах появилось слово «Аргентина».
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1. Предложение 1 простое.
2. Предложение 2 односоставное безличное.
3. Одна из частей предложения 3 содержит однородные сказуемые.
4. Грамматическая основа предложения 4 – произошло.
5. Предложение 5 содержит 5 (пять) грамматических основ.
Открыть ответы
45
Задание 8
Прочитайте текст.
(1)Известно, что сегодня в исследованиях учёных по-разному определяется место грамматики в обучении языку. (2)В одних ей отводится главное место, требуются заучивание правил и постоянная тренировка в образовании форм; в других больше внимания уделяется употреблению речевых образцов, а грамматическим явлениям отводится второе место: правила не надо учить, достаточно практиковаться в анализе образцовых текстов. (3)Как же современная школа относится к данной проблеме? (4)Во-первых, роль грамматики не занижается, но и не преувеличивается; во-вторых, к грамматическим явлениям подходят с позиции понимания сущности языка: язык – речь – коммуникация. (5)Из этого вытекает необходимость анализа не только структуры грамматических единиц, но и функционирования их в речи.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1. Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
2. Предложение 2 сложное.
3. Предложение 3 односоставное безличное.
4. В предложении 4 одна из грамматических основ – позиции подходят.
5. Предложение 5 осложнено однородными членами.
Открыть ответы
45
Задание 9
Прочитайте текст.
(1)Давно уже было замечено, что некоторые слова своими звуками как бы изображают то, что называют. (2)Все эти звуки можно разделить на высокие и низкие. (3)Исследования в области звукового символизма показали, что высокие звуки у большинства говорящих вызывают ощущение светлого, а низкие – тёмного; например, такие слова, как свет, жизнь, день, солнце, состоят преимущественно из высоких, а слова омут, боль, шум, кровь, мрак, оковы – из низких звуков. (4)Этим свойством звука – вызывать у большинства людей одинаковые ощущения и образные представления – издавна интуитивно пользовались поэты. (5)В то время как в обычной, нейтральной русской речи низкие и высокие, мягкие и твёрдые звуки встречаются примерно с одинаковой частотой, в поэтических текстах это равновесие нередко сознательно нарушается.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1. Предложение 1 сложноподчинённое.
2. В предложении 2 грамматическая основа – звуки можно разделить.
3. Предложение 3 содержит неполные предложения.
4. В предложении 4 содержится составное именное сказуемое.
5. Первая часть предложения 5 осложнена однородными членами.
Открыть ответы
45
Задание 10
Прочитайте текст.
(1)Свечение, возникающее вследствие освещения вещества и быстро затухающее, называют флюоресценцией. (2)Способностью к этому обладают очень многие органические вещества из классов циклических соединений: бензоловые смолы, ароматические вещества и сравнительно небольшая часть неорганических веществ. (3)Так, например, в лучах ультрафиолетовой лампы флюоресцируют органические красители в защитных метках, надписях, волосках на денежных купюрах. (4)Голубое свечение дают бумага и белые ткани, содержащие отбеливатели; красное свечение даёт хлорофилл в листьях растений. (5)Горные породы часто содержат рассеянные органические примеси, дающие голубовато-белёсый фон; именно флюоресцентные «метки» помогают в поиске нефти.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1. Предложение 1 осложнено однородными обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.
2. В предложении 2 составное глагольное сказуемое.
3. Предложение 3 односоставное.
4. В предложении 4 есть однородные подлежащие: бумага, ткани, хлорофилл.
5. Первая часть предложения 5 осложнена обособленным определением.
Открыть ответы
45