РУСЕГЭ: тесты реальной сложности

ЕГЭ. ЗАДАНИЕ 2

Изучить теорию

Задание 1


В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.


Даль был близок к человеку труда, прежде всего земледельцу, знал до тонкости предметы народного быта, мысли и чаяния простых людей, <...> психологию. «К особенностям его любви к Руси, – писал Белинский, – принадлежит то, что он любит её в корню, в самом стержне, основании её, ибо он любит простого русского человека, на обиходном языке нашем называемого крестьянином и мужиком. Как хорошо он знает его натуру! Он умеет мыслить его головою, видеть его глазами, говорить его языком».

А вот что сказал Гоголь о Дале: «Каждая его строчка меня учит и вразумляет, придвигая ближе к познанию русского быта и нашей народной жизни».

Народ одаривал Даля словами, пословицами, песнями, сказками, легендами, прибаутками. Сопровождавший Даля в поездках по деревням Мельников-Печерский отмечал: жители были убеждены, что собиратель слов вышел из крестьянской среды.

Своему детищу – а это около двухсот тысяч слов – Даль отдал полвека своей жизни. Его словарь – это не склад, где тихо и мирно пылятся слова; открой его – и они начинают оживать, двигаться, тянуть за собой многочисленную родню. Слова начинают говорить, улыбаться, резвиться, дружить или соперничать, смеяться и плакать, могут завести в дебри или вывести в чистое поле.

Посмотрим, как определяет Даль «слово»: «сочетание звуков, составляющее одно целое, которое означает предмет или понятие, речение». (По В.И. Страдымову)

1. НАТУРА. Характер человека, темперамент. Пылкая н. По натуре он не зол. Привычка – вторая н. (посл.).

2. ОТМЕЧАТЬ. что. Праздновать какое-нибудь событие (разг.). О. окончание института.

3. ВЫЙТИ. из кого-чего. Произойти откуда-нибудь, от кого-нибудь. В. из рабочих.

4. СРЕДА. ед. Окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. Социальная с. Из рабочей с. В нашей среде.

5. ОПРЕДЕЛЯТЬ. кого (что). Назначать, устраивать на какую-нибудь должность или в какое-нибудь учебное заведение (устар. и прост.). О. на службу. О. в училище.

134

Задание 2


Прочитайте текст и выполните задания.


Было в России, в русской жизни понятие «мнение общества».

Действовало мнение общества в деревенской жизни, где общество издревле определяло все важнейшие хозяйственные решения, да и не только хозяйственные, в обществе складывались суждения, оценки, требования к поведению односельчан. Общественное мнение в том или ином виде достаточно чётко существовало в научной среде, в купеческой, у дворянства. Общественное мнение вырабатывало свои требования к честности, порядочности, требовало соблюдения норм поведения, приличия, по-своему карало нарушителей. Кодекс чести действует в «Анне Карениной», это показал и Островский в своих пьесах. Справедливо или несправедливо – другой вопрос, <...> речь идёт о неписаных кодексах чести, приличия, которых обязан был придерживаться член общества. Сословные общественные мнения, как мне кажется, поддерживали нравственные критерии. При всех своих предрассудках, недостатках они старались повысить моральные требования.

Замечательный физик Пётр Леонидович Капи́ца, как никто другой, понимал, например, значение общественного мнения в научной среде. Он понимал, как важно для этого создать здоровую передовую научную общественность. Именно общественность – как некую особую сферу, котёл, в котором выплавляется общественное мнение. Его знаменитые семинары-«капичники» практически способствовали созданию научной общественности. Он писал, что это труднее, чем постройка больших институтов: «Создание здоровой научной общественности включает в себя воспитание широких слоёв людей, связанных с научной работой». (По Д.А. Гранину)

1. ОЦЕНКА. То же, что отметка: принятое в учебной системе цифровое обозначение степени усвоения учащимися знаний. О. по пятибалльной системе.

2. СРЕДА. ед. Окружающие социально-бытовые условия, обстановка,а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. Социальная с. Из рабочей с. В нашей среде. С. заела кого-н.(о невозможности расти, развиваться, из-за неблагоприятного окружения; разг. и шутл.).

3.ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ. чего. Следовать чему-нибудь; иметь склонность к чему-нибудь. П. твёрдых убеждений. П. другого мнения.

4. ПОВЫСИТЬ. кого (что). Перевести на более высокую, более ответственную должность. П. по службе, в должности.

5. ЗНАЧЕНИЕ. Важность, роль, значительность. Придавать чему-нибудь большое з. Не имеет значения что-нибудь (не существенно, не важно).

235

Задание 3


Прочитайте текст и выполните задания.


(1)Валуны, характерные для территорий Ярославской, Новгородской и некоторых других областей России, являются результатом выветривания, разрушения горных массивов и деятельности ледников. (2)<…> обкатанные, слегка закруглённые камни были доставлены в те места, где они остались по сей день, льдами, некогда покрывавшими Северную Европу. (3)Изучение состава и строения валунов, сопоставление их с составом и строением горных пород Скандинавии, Карелии, прочих северных регионов позволяют установить направление движения древних материковых оледенений.

1. ОБЛАСТЬ. чего или какая. Отдельная отрасль знаний, деятельности и т.п.; сфера, круг каких-л. представлений, занятий и т.п. Новая о. знаний.

2. ГОРНЫЙ. Связанный с изучением, добычей и переработкой полезных ископаемых. Г-ое дело.

3. МАССИВ. Геол. Горная возвышенность, однородная по геологическому строению, имеющая примерно одинаковые размеры в длину и ширину. М. Тянь-Шаня.

4. ОСТАТЬСЯ. Уцелеть, не исчезнуть; сохраниться (в виде следов, остатков чего-л.). Церковь разрушена, осталась только звонница.

5. ПОРОДА. Минерал, обладающий более или менее постоянным составом и являющийся составной частью земной коры. Вулканическая п.

35

Задание 4


Прочитайте текст и выполните задания.


(1)Наполеон очень любил читать, что было довольно необычно для военного. (2)Он пристрастился к чтению ещё в детстве, в военном училище: отношения со сверстниками у него не сложились, и книги позволяли забыть о сильном чувстве одиночества и житейских неприятностях. (3)Позже в каждой <…> резиденции имелась библиотека, составленная из одних и тех же книг, и поэтому император мог продолжать чтение любой книги, переехав с места на место.

1. ОТНОШЕНИЕ. Взаимная связь, зависимость разных величин, предметов, явлений, соотношение между чем-л. О. мышления к бытию.

2. СЛОЖИТЬСЯ. Созрев, приобрести те или иные физические или душевные качества. За этот год внук сложился и возмужал.

3. СИЛЬНЫЙ. Значительный (по величине, степени проявления). С-ая лихорадка.

4. БИБЛИОТЕКА. Значительное по количеству собрание книг, принадлежащих кому-л. (обычно подобранных тематически, хронологически и т.п.); комната для хранения такого собрания, чтения, научных занятий и т.п. Домашняя б.

5. ИМПЕРАТОР. Титул некоторых монархов; лицо, носящее этот титул. Пётр I - первый русский и.

345

Задание 5


Прочитайте текст и выполните задания.


(1)Основным источником существования человека в Древней Греции было сельское хозяйство. (2)Даже городские жители часто имели хозяйство за пределами города и пользовались <…>, что оно давало. (3)При этом рельеф Греции не благоприятствовал сельскому хозяйству: примерно три четверти территории занимали горы и участки, малопригодные для земледелия.

1. ИСТОЧНИК.То, что даёт начало чему-л., служит основой для чего-л. И. повышения доходов.

2. ДРЕВНИЙ. Существующий издавна, сохранившийся от далёкого прошлого; старинный. Д. обычай.

3. ХОЗЯЙСТВО. Оборудование, инвентарь, постройки и другие принадлежности какого-л. производства или производственной единицы. Х. цеха, колхоза.

4. РЕЛЬЕФ. Совокупность различных неровностей на земной поверхности - поднятий и понижений суши, дна океанов и морей. Горный, равнинный р.

5. ЗАНЯТЬ. Овладеть какой-л. территорией, населённым пунктом и т.п. З. высотку. Наш батальон занял деревню.

14