Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. Запишите номера ответов.
1. На столе в комнатушке лежали драные-передраные книги, и мне надлежало, пользуясь клеем,
пачкой папиросной бумаги,
газетами и цветными карандашами, склеивать рваные страницы, прикреплять к серединке
оторванные, укреплять корешок и
обложку, а потом обёртывать книгу газетой, на которую следовало приклеить кусок чистой
бумаги с красиво, печатными
буквами написанными названием и фамилией автора.
2. А я улыбался и въявь, и в своём воображении и, как маленький Филипок, утирал мокрый от
волнения лоб большой шапкой,
нарисованной на картинке.
3. Или я представлял себя Гаврошем и свистел, издеваясь над солдатами, на самом верху
баррикады.
4. Потом я ехал в родной город и оказывался здесь, в библиотечном закутке, и от меня ещё
пахло порохом парижских сражений.
5. Сочиняя исправленные сюжеты, я замирал, глаза мои, наверное, останавливались, потому что,
если фантазия накатывала на
меня при свидетелях, я перехватывал их удивлённые взгляды, – одним словом, воображая, я не
только оказывался в другой
жизни, но ещё и уходил из этой.
1. Женщина скользнула взглядом по собаке и прошла мимо, но собака пошла за ней, сначала
неуверенно, потом решительно и
безоглядно.
2. Бездомная жизнь, без сомнения, была ей уже невмоготу, и она выбирала хозяина.
3. Бедная собака порывалась идти то за одним, то за другим, даже делала несколько шагов
вслед, но тут же возвращалась.
4. Собака благоговейно смотрела на неё.
5. Та взяла – просто из вежливости, чтобы не обидеть, чтобы не спугнуть своего счастья, и уже
уверенней побежала за
женщиной. Так они и скрылись за углом.
1. Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда
больше не сядет на раму его
велосипеда, не поедет с ним кататься.
2. Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.
3. Ни в лес, ни в поле, ни по длинной тропке среди моря колосьев ржи.
4. «Как я скажу Андрею?» – мучительно думала Динка.
5. А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.
1. Прежде чем увидеть Наилю, я услышал её голос.
2. У всех людей в голосе звучит одна струна, а в её голосе слышались две: одна звучала низко,
густо, а другая – высоко,
тонко.
3. Глаза её блестели, как от слёз, хотя она не плакала.
4. Я хотел закричать от радости, совершить что-то немыслимое.
5. Голос обновлял слова, наполнял их теплом.
1. В воскресные дни в людных местах Белозерска появляется старик с выцветшими глазами.
2. – Прошёл до Берлина… Пешком. И фамилия моя потому Пешеходов.
3. А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно.
4. Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается.
5. Так и не вернулись. Спят в могиле.
1. Да, скорее всего, он проснулся именно от этой нестерпимой, несправедливой обиды.
2. Он уже забыл про свою гордость. Ему хотелось закричать.
3. У мальчика по всему телу разлилась приятная теплота.
4. – Придётся извиниться, – грустно сказал отец.
5. Ему необходимо было разорвать своё одиночество, такое длинное и бесконечное одиночество,
которым так гордился вчера.
1. Аниска сразу нахмурилась и стала похожа на ежа.
2. Аниска стояла, не говоря ни слова, будто не о ней шла речь.
3. Тут вся Танюшкина обида вырвалась на волю.
4. Какое высокое и какое ясное сегодня небо!
5. – А она же у нас косая, – объяснила Лиза, – у неё один глаз к носу забегает.
1. И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина.
2. Глебов жил в своём двухэтажном подворье рядом с серым, громадным, наподобие целого города
или даже целой страны, домом
в тысячу окон.
3. Серая громада висла над переулочком, по утрам за́стила солнце,
а вечерами сверху летели звуки музыки.
4. Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги,
а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами.
5. И с этого, наверное, времени зародилась у Глебова та тяжесть на дне души…
1. Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы,
раздражающая миловидность лица
и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд.
2. Входя в класс, Илья сунул котёнка подвернувшемуся Сане, и тот спрятал его в свой портфель.
3. Первый раз Миху поколотили уже первого сентября – несильно и назидательно – на большой
перемене.
4. Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается
всю жизнь.
5. Миха стоически принял свою дозу, открыл портфель, достал платок, чтобы стереть кровь, и
тут из портфеля высунулся
котёнок.
1. Его нельзя было не заметить: у него были ярко-рыжие волосы.
2. Под рыжим чубом у него был выпуклый лоб, а глаза были голубые и отчаянные.
3. Передо мной стоял Княжин, но что-то незнакомое было в выражении его лица.
4. Разлетелась в куски его первая мечта, и он страдал.
5. – Могу? – он ухватился за мои слова с радостью.
1. Женщина скользнула взглядом по собаке и прошла мимо, но собака пошла за ней, сначала неуверенно, потом решительно и
безоглядно.
2. Бездомная жизнь, без сомнения, была ей уже невмоготу, и она выбирала хозяина.
3. Бедная собака порывалась идти то за одним, то за другим, даже делала несколько шагов вслед, но тут же возвращалась.
4. Собака благоговейно смотрела на неё.
5. Та взяла – просто из вежливости, чтобы не обидеть, чтобы не спугнуть своего счастья, и уже уверенней побежала за
женщиной. Так они и скрылись за углом.
1. Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его
велосипеда, не поедет с ним кататься.
2. Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.
3. Ни в лес, ни в поле, ни по длинной тропке среди моря колосьев ржи.
4. «Как я скажу Андрею?» – мучительно думала Динка.
5. А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. Запишите номера ответов.
1. Это была обыкновенная школьная тетрадка для рисования, найденная мною в куче мусора.
2. Дым пружиной поднимался к небу, и птички, как отчёркнутые галочки, виднелись в синем звёздном небе.
3. Я перевёртывал хрупкую на морозе бумагу, заиндевелые яркие и холодные наивные листы.
4. Железные нити казённого образца покрывали все заборы в детской тетрадке.
5. Акварельные краски, похожие на женские пуговицы, лежали в белой жестяной коробке.
1. Вода в Истье была ласковой и смешливой.
2. Река петляла, словно пыталась сбежать и спрятаться от кого-то.
3. Это было прекрасно: уже нежаркий, пятичасовой, такой милый и лопоухий день, блики на воде, стремительное скольжение
вперёд.
4. Холод клокотал уже в груди.
5. Я вцепился в этот огонёк глазами, как в поплавок.
1. Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег
теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.
2. А она, всё ещё робея и тревожно заглядывая в глубину форточки, сантиметр за сантиметром приближалась по линейке, на
которой была отмерена её судьба.
3. Где ты взял кусочек солнца?
4. Объяснить это маленькой глупой синичке было очень трудно.
5. Ты будешь навещать меня, как сегодня, а я буду работать.
1. Пока совсем не стемнело, Сергей видел знакомые очертания гор и не боялся сбиться с пути.
2. Ветер, который летел с северо-запада, не смог победить эту плотную темноту, ослабел и лег спать в сухой траве.
3. Сергей шёл и думал, что заблудиться ночью в степи в сто раз хуже, чем в лесу.
4. Он горел неподвижно, словно где-то далеко светилось окошко.
5. Слышно лишь, как головки каких-то цветов щёлкают по голенищам сапог.
1. Прославится сразу на весь лагерь!
2. Она, наверное, думает, что она такая неотразимая, – хихикали девчонки, – выйдет на сцену и всех покорит своей красотой,
словно королева!
3. Бесхитростный радостный Герка преподнёс мне новость, как пирожное на блюдечке.
4. Понятно, что от ребят мы помощи не дождёмся – они будут всячески ей вредить.
5. Справлюсь и без них!
1. Сама по себе природа вечна и почти неизменна.
2. Река сначала была узкой, берега унылы, с лозняком и ольхой, с корягами на белом песке.
3. Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва
задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной.
4. И целый час все вместе пели они эту песню, по нескольку раз повторяя одни и те же строчки, а баржа катила себе вниз по
Ветлуге, по лесной дикой реке.
5. И так же, как сейчас, природа будет будить в человеке порывы творчества.
1. Мир вечно разделён на два полюса: жизнь и смерть.
2. Она ходила в театры, и там почти в каждой опере, в каждом балете была жизненная драма.
3. Музыка звёзд, музыка вечной жизни, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания.
4. И вдруг купол над ней зацвёл звёздами, и откуда-то с высот, нарастая, ширясь и крепчая, полилась музыка.
5. Музыка словно разлилась по всему небу, она достигла самой далёкой звезды и грянула на весь необъятный поднебесный мир.
1. Земля мгновенно раскисла и превратилась в суперклей.
2. Неизвестно, сколько бы времени мы шли, как вдруг услышали гул и увидели свет.
3. Порывы ветра раскачивали машину, и казалось, что она сейчас перевернётся и покатится вместе с нами, как перекати-поле!
4. Ветер валил с ног.
5. Мы шли уже четыре часа, останавливались и стреляли в воздух, надеясь на чудо, но только свирепые льдинки, как зубы
хищников, клацали у наших задубелых лиц.
1. Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным.
2. Черноволосый, взъерошенный, с проступающими рёбрышками, он был похож на маленького исхудалого волчонка, и его
ввалившиеся глаза постоянно искали добычу.
3. Коржи были пахучие, румяные. Они светились, как два маленьких посоленных солнца.
4. А второй корж, румяный, целёхонький, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей.
5. Но через некоторое время он вернулся, взял со стола остывший корж, аккуратно завернул его в чистую тряпицу и положил в
дедушкин сундук, где лежали старые сапоги, мешок с самосадом и штык, привезённый с прошлой войны.
1. На столе в комнатушке лежали драные-передраные книги, и мне надлежало, пользуясь клеем, пачкой папиросной бумаги,
газетами и цветными карандашами, склеивать рваные страницы, прикреплять к серединке оторванные, укреплять корешок и
обложку, а потом обёртывать книгу газетой, на которую следовало приклеить кусок чистой бумаги с красиво, печатными
буквами написанными названием и фамилией автора.
2. А я улыбался и въявь, и в своём воображении и, как маленький Филипок, утирал мокрый от волнения лоб большой шапкой,
нарисованной на картинке.
3. Или я представлял себя Гаврошем и свистел, издеваясь над солдатами, на самом верху баррикады.
4. Потом я ехал в родной город и оказывался здесь, в библиотечном закутке, и от меня ещё пахло порохом парижских сражений.
5. Сочиняя исправленные сюжеты, я замирал, глаза мои, наверное, останавливались, потому что, если фантазия накатывала на
меня при свидетелях, я перехватывал их удивлённые взгляды, – одним словом, воображая, я не только оказывался в другой
жизни, но ещё и уходил из этой.
1. Это была обыкновенная школьная тетрадка для рисования, найденная мною в куче мусора.
2. Дым пружиной поднимался к небу, и птички, как отчёркнутые галочки, виднелись в синем звёздном небе.
3. Я перевёртывал хрупкую на морозе бумагу, заиндевелые яркие и холодные наивные листы.
4. Железные нити казённого образца покрывали все заборы в детской тетрадке.
5. Акварельные краски, похожие на женские пуговицы, лежали в белой жестяной коробке.
1. Вода в Истье была ласковой и смешливой.
2. Река петляла, словно пыталась сбежать и спрятаться от кого-то.
3. Это было прекрасно: уже нежаркий, пятичасовой, такой милый и лопоухий день, блики на воде, стремительное скольжение
вперёд.
4. Холод клокотал уже в груди.
5. Я вцепился в этот огонёк глазами, как в поплавок.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. Запишите номера ответов.
1. Я вспомнил прекрасные, чуть пожелтевшие от времени гравюры на стенах своей комнаты в доме у двух хлопотливых старух.
2. Потом созвали собрание, чтобы меня судить за то, что доски спрятал.
3. Толпа дам и мужчин в наглухо застёгнутых сюртуках, толпа семидесятых годов девятнадцатого столетия, смотрела на меня со
стен с глубоким вниманием.
4. Эти доски и пригодятся.
5. Его гравюры висят в музеях в Париже, Лондоне и у нас в Рязани. Небось, видели?
1. От восторга и от тревоги ёкало сердце, и, хотя никто не знал, во что выльется наше приключение, обратной дороги уже не
было.
2. Наш класс считался образцовым, в нём учились восемь отличников, и было нечто забавно-пикантное в том, что именно мы,
добропорядочные, примерные дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность
школьных будней яркой вспышкой сенсации.
3. – Хочешь пробиться в любимчики за счёт остальных?
4. Стало тихо, и в этой напряжённой тишине отчётливо прозвучал голос Васильева:
– Я никуда не пойду!
5. Он сел на своё место, рядом с Петрухой, и стал доставать из портфеля учебники.
1. А что ты понимаешь под дружбой? – полюбопытствовала Светлана Леонидовна.
2. Сомнений нет, он: старый, потрёпанный, обложка местами покорёжена, а позолота вся облезла, но листы все на месте, книга
ещё крепкая, а цена так просто приятная – всего-то три рубля.
3. Как-то раз я попросила друзей купить мне этот том, если он им попадётся в букинистическом магазине.
4. Хватит ли у вас привязанности друг к другу, чтобы хотя бы в самую тяжёлую минуту прийти на помощь, или вы будете
успокаивать себя рассуждениями о собственной занятости?
5. Проходит какое-то время, и меня навещает мой второй друг.
1. То, что он тюфяк, было написано у него на лице, угадывалось в его медленных, вялых движениях, звучало в глуховатом
голосе.
2. Его же звали просто Вася, и это имя не подходило для рыцаря.
3. Этот лёд, зеркальный и тонкий, манит к себе.
4. Он кричал для того, чтобы заглушить свой страх.
5. На другой день в актовом зале состоялась общая линейка.
1. От этого чихания болел живот, в глазах стояли слёзы, а нос горел, как раскалённый.
2. И лежит он на жёсткой горячей койке один, как отставший от поезда.
3. Словно он не просто простудился и чихает, а совершил какой-то подвиг. Ранен. Попал в госпиталь.
4. Он ел не торопясь, растягивая удовольствие.
5. Смирнова ушла, оставив радостное, счастливое, солнечное чувство...
1. И Фёдор не выдержал – бросился к двери, стал колотить как сумасшедший.
2. Повисли плотные сумерки, и во мраке, возле пляшущих языков огня, метались молчаливыми тенями обезумевшие голуби.
3. Птицы носились в прозрачном осеннем небе, а Фёдор медленно и деловито собирал стружку.
4. Троллейбус послушно притормозил, дверь с шипением распахнулась, Фёдор выпрыгнул, зацепившись ногой за порожек, грохнулся
на дорогу и ударился коленом.
5. Кто-то там сказал, какой-то мудрец: мы отвечаем за тех, кого приручили.
1. Ваня часто приходил к нам в деревню из дедовской сторожки с Урженского озера.
2. А в бледном свете зари стояла в кадке наша маленькая берёза, и я вдруг заметил: почти вся она за эту ночь пожелтела, и
несколько лимонных листьев уже лежало на полу.
3. Мы уже свыклись с мыслью, что в зимние снежные дни берёза будет зеленеть в комнатах, которые освещены белым солнцем и
багровым пламенем весёлых печей.
4. Комнатная теплота не спасла берёзу!
5. – Это закон, – сказал нам лесничий. – Закон природы.
1. Я вспомнил прекрасные, чуть пожелтевшие от времени гравюры на стенах своей комнаты в доме у двух хлопотливых старух.
2. Потом созвали собрание, чтобы меня судить за то, что доски спрятал.
3. Толпа дам и мужчин в наглухо застёгнутых сюртуках, толпа семидесятых годов девятнадцатого столетия, смотрела на меня со
стен с глубоким вниманием.
4. Эти доски и пригодятся.
5. Его гравюры висят в музеях в Париже, Лондоне и у нас в Рязани. Небось, видели?
1. Да, тяжёлое ваше дело.
2. Он летел стрелой.
3. Всё равно я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой!
4. Девочка засмеялась и побежала с Димкой догонять нетерпеливых мальчишек.
5. Палило равнодушное солнце, искрилось море, и было тихо-тихо.
1. Двухэтажный деревянный дом, в котором я прожила первые десять лет своей жизни.
2. Деревья стояли стеклянные от мороза, и нежный голубоватый печной дым поднимался из труб.
3. Один, впрочем, раз её не оказалось, и я уже приготовилась зарыдать, но сразу же успокоилась: дед никуда не ушёл.
4. Ровно в час гулянье закончилось, и, взявшись за руки, мы с дедом пошли домой.
5. Стряхнув снег с массивной лавочки с ажурными, утопающими в сугробе лапами, он твёрдо уселся на неё, поднял воротник и замер наподобие статуи.
1. Хорошо, перемена — в классе суета, шум, гам.
2. Вроде бы не было в нём ничего необычного – худенький, светло-русый, нос с горбинкой, а взгляд такой твёрдый, решительный…
3. Даже за одной партой сидел с ней, Олькой, которую по фамилии только и знал и никогда, кроме домашнего задания по русскому, ни о чём не спрашивал.
4. Был у них в классе такой Лёшка Игнатьев, высокий, тучный, злой на всех.
5. Только бы поскорее всё закончилось, только бы потише...
1. Я тотчас потянулся к сабле, потом поиграл рюмкой, а до прочего не хотелось дотрагиваться.
2. Рассказывая мне впоследствии об этой сценке, отец смеялся…
3. Моё страстное увлечение придавало мне вес в глазах мальчишек и вызывало их зависть...
4. Словом, прижился в военной среде, приобретя приятелей среди офицерства, а ещё более — среди солдат.
5. Во всяком случае, когда я окончил училище, хотя высокие баллы по математическим предметам сулили лёгкую возможность поступления в любое высшее техническое заведение, об этом и речи не было.
1. Интересно, отчего эти незамысловатые, но такие милые сердцу картинки до сих пор так прочно остаются в его памяти?
2. Лимонад и сок маленькому Андрюшке покупали лишь изредка, а дома пили в основном чай.
3. А вот бабушка, мамина мама, та не могла жить без кофе, и священный бабушкин кофейный ритуал, когда в её квартиру вселялся дух кофе, завораживал Андрюшу.
4. У бабушки же, куда его часто привозили на выходные, всё было не так.
5. Запах молотого кофе всегда наводил его на эти воспоминания.
1. Когда нас оделили мороженым и фруктами, делать на ковре было нечего, и мы, несмотря на косые, палящие лучи солнца, встали и отправились играть.
2. Право, игра не стоит свеч! — сказал Володя, потягиваясь и вместе с тем самодовольно улыбаясь.
3. А если игры не будет, что же тогда остаётся?
4. Я сам знаю, что из палки не только что убить птицу, да и выстрелить нельзя.
5. Снисхождение Володи доставило нам очень мало удовольствия; напротив, его ленивый и скучный вид разрушал всё очарование игры.
1. Вдруг вспомнилось стихотворение Дмитрия Кедрина о том, как сын, вырвав сердце матери, понёс его жестокой возлюбленной.
2. Ведь сердце матери способно простить тебе всё на свете.
3. Вы задумывались когда-нибудь, как много делают для вас мамины руки, как натружены они, как беспокойны — добрые, нежные, сильные и заботливые мамины руки.
4. Она будет переживать за твою судьбу независимо от того, сколько тебе лет.
5. Мама простила предательство сына и его жестокость, потому что не может она иначе...
1. Асю можно было испугать, сделав ей страшные глаза; она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей.
2. Аня запротивилась: «Что ты, что ты, Вова! Над нами будет хохотать вся школа...»
3. Увидев страшилище, Ася побледнела и тут же перебежала на другую парту.
4. Однажды Аня поранила гвоздём ногу, да так сильно, что не могла приходить в школу: ни башмак нельзя надеть, ни валенок.
5. Андрюша Рудаков был крепким и смелым мальчиком.
1. Как-то в начале июня зашёл к Поликарповне человек и попросил сдать комнату на лето.
2. У меня есть один, он у тебя с руками за сто оторвёт...
3. Хозяек охватила лихорадка наживы, и цены поднялись втрое, а так как народ всё ехал, то стали уж хапать без всякой совести.
4. Он был какой-то уютный, весёлый и простой человек, и хозяйка с первого же дня привыкла к нему, как к своему
5. Я вот тебе поправлю, а ты потом вспомнишь обо мне добрым словом, вот мы, как говорится, и квиты, – сказал он и засмеялся.
1. Мне хотелось попасть туда, потому что страна детства лежит в необыкновенно звонкой и тихой местности.
2. И разве есть ему дело до таких тонкостей?!
3. Он рассказал мне, что Шарик очень скучал после моего отъезда, всё искал меня, бегал на дорогу, выл по ночам…
4. Мне было стыдно.
5. Где бы я ни был, но никогда я не видел такого неба, таких прозрачных рассветов, когда проснёшься и вдруг замрёшь от боли, что ты проспал что-то очень важное, и хочется вскочить и бежать за зубчатые горы, узнать, что лежит за ними.