РУСЕГЭ: тесты реальной сложности

ОГЭ. ЗАДАНИЕ 4

Задание 11


Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А. Уточняющее обстоятельство обособляется.

Б. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

В. Вводная конструкция выделяется запятыми.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Осенью 1880 года в Петербурге произошло важное культурное событие: впервые была выставлена картина А.И. Куинджи «Ночь на Днепре».

2. Математика, по мнению Пифагора, лежит в основе законов, которые управляют мировым порядком.

3. Необъятное пространство заливала река в половодье, и теперь далеко, вплоть до горизонта, по лугам были разбросаны серебряные пятна.

4. К финно-угорским языкам относятся некоторые языки народов нашей страны, а именно: удмуртский, карельский, мордовский, марийский.

5. Балтийский янтарь – это застывшая смола деревьев, преимущественно хвойных, которые произрастали на обширной территории южной части Скандинавского полуострова и прилегающих к нему областях.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А3 Б4 В2

Задание 12


Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А. Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

Б. Если в первой части бессоюзного сложного предложения указывается на время (условие) совершения действия, то между частями предложения ставится тире.

В. В неполном предложении на месте пропуска члена предложения ставится тире.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Северное сияние, или сполохи, как его называют живущие на севере люди, мне первый раз довелось увидеть много лет назад на берегу Онежского озера.

2. Книга – это единственная машина времени, созданная человеком.

3. Идёшь ранней осенью по болоту – не видно конца-краю мягким моховым кочкам, осыпанным дозревающей клюквой.

4. Пожилой человек плёлся, прихрамывая от боли, и, дойдя до скамейки, устало присел.

5. Писателю необходима смелость в обращении со словами, скульптору – с глиной и мрамором, художнику – с красками и линиями.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А4 Б3 В5

Задание 13


Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А. Между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая.

Б. Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется.

В. Если первая и вторая части сложного бессоюзного предложения противопоставлены по смыслу, то между частями предложения ставится тире.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Хорошо сидеть одному на краю снежного поля, слушая, как в хрустальной тишине морозного дня щебечут птицы.

2. Мутно-золотая заря блёкла в облаках за полями, отсвечивала в лужах, мокро и зелено было в полях.

3. Ни души не было кругом – только овсянки, сидя под дождём на высоких кустах, звенели на весь лес.

4. Если смотреть из окна прямо, можно увидеть крыши, точно лодки, опрокинутые вверх дном в зелёных волнах садов.

5. Уйти нельзя было, остаться – опасно.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А2 Б4 В3

Задание 14


Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А. Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.

Б. Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется.

В. Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Из открытых окон запылённых вагонов глядят люди, едущие на Кавказ: знаменитый артист в серой шёлковой шапочке, красивая дама с лорнетом, худой англичанин с трубочкой в зубах.

2. Стало слышно, как под ногами шедшего шуршала трава и потрескивал бурьян, но за светом костра никого не было видно.

3. Усталость начала брать своё: кто-то зевнул, кто-то начал стелить постель и укладываться на ночь.

4. Я бродил не спеша по горам и долинам, засиживался в деревенских харчевнях, мирно беседуя с хозяевами и гостями, или ложился на плоский согретый камень и смотрел, как плыли облака.

5. Когда бабушка улыбалась, её тёмные, как вишни, глаза вспыхивали приятным светом.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А3 Б5 В1

Задание 15


Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А. Если первая и вторая части сложного бессоюзного предложения противопоставлены по смыслу, то между частями предложения ставится тире.

Б. Приложение, которое относится к личному местоимению, обособляется.

В. Если вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Ромашки, колокольчики, гвоздики сразу бросаются в глаза: и стебли у них высокие, и цветки крупные.

2. Нас было трое: старый охотник Савелий, его длинноухий пёс Пыж и я, тогда ещё подросток.

3. Хотел рисовать – кисти выпадали их рук; пробовал читать – глаза не видели строк.

4. И ещё я увидел: впервые за лето берёзки начали обсыпать золотыми монетками тёмные ёлочки, растущие под ними.

5. Вдруг мужики с топорами явились – лес зазвенел, застонал, затрещал.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А3 Б2 В4

Задание 16


Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения, то после него ставится двоеточие.

Б. Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

В. Вводная конструкция выделяется запятыми.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Автор известных романов И.А. Гончаров, по мнению критика Н.А. Добролюбова, является прежде всего художником, умеющим выразить полноту явлений жизни.

2. Птицы, родившиеся на Севере, отлично знали и дорогу на юг, и место зимовки.

3. Всё: старинная ветряная мельница, видневшаяся вдали рощица ‒ выглядело живым, настоящим.

4. Устало всё кругом: устал и цвет небес, и ветер, и река, и месяц, что родился.

5. Листья деревьев, падая на холодную землю, шепчутся, прощаясь навек.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А3 Б5 В1

Задание 17


Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.

Б. Между однородными членами предложения, связанными повторяющимся союзом, ставится запятая.

В. Между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Зелёные дорожки в лесу все будто курятся, туман везде поднимается, вода пузырьками садится на листья, на хвоинки ёлок, паучьи сети.

2. Солнце, обойдя дом, заглядывало под сосны и пихты, которые густыми ветвями осеняли балкон.

3. Впрочем, гости редко заглядывали к Золотницким: скучно было у них.

4. Альберт Энштейн говорил: «Образование – это то, что остаётся, когда забывается всё, чему нас учили».

5. Вита шла по тёмной улице и всего боялась: и самой темноты, и длинного забора, за которым темнел кустарник, и встречных прохожих.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А4 Б5 В1

Задание 18


Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А. Если в первой части бессоюзного сложного предложения указывается на время (условие) совершения действия, то между частями предложения ставится тире.

Б. Между однородными членами предложения перед второй частью двойного союза ставится запятая.

В. Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. С трусом поведёшься – горя наберёшься.

2. Путешественники долго кружили на лодке по просторному заливу, изрезанному бухтами, и, разумеется, заблудились.

3. Останкинская башня, снабжающая каждый уголок нашей страны видеои радиовещанием, имеет высоту 540,1 м, являясь самым высоким сооружением России.

4. Современные информационные технологии, бесспорно, открывают новые возможности как в образовании, так и в научных исследованиях.

5. Муравейники – возводимые муравьями сооружения ‒ давно стали символом надёжного дома или прочно обосновавшегося, кипящего жизнью поселения.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А1 Б4 В3

Задание 19


Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А. Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

Б. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

В. Если вторая часть бессоюзного сложного предложения обозначает причину, то между частями предложения ставится двоеточие.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Хорошо лежать в траве, закинув под голову руки, смотреть в высоту, где над вершинами берёз по голубому летнему небу плывут, точно белые лебеди, высокие облака.

2. Рисунки первобытного человека представляют интерес для археологов: они помогают учёным воссоздать далёкую историю человечества, дают сведения о важнейших событиях того времени.

3. Тонкая верба, посаженная на деревенских огородах, зацветает обычно, когда ещё лежит в лесах снег, и служит верным признаком прихода весны.

4. Известный писатель К.И. Чуковский писал: «А.С. Пушкин на веки веков чудотворно преобразил нашу речь, придав ей прозрачную ясность, золотую простоту и музыкальность».

5. Сосну можно увидеть всюду: в высоких горах Кавказа, на далёком холодном севере, на самой границе голой пустынной тундры.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А3 Б5 В2

Задание 20


Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А. Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется.

Б. Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.

В. Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Всё вокруг неуловимым образом переменилось: тени стали чернее, огонь – ярче, звуки – приглушённее.

2. Из иноземных памятников СанктПетербурга самыми древними являются, без сомнения, египетские сфинксы, поставленные напротив Академии художеств у набережной Невы.

3. В усадьбе «Ясная Поляна», родовом имении Л.Н. Толстого, восстановлен уникальный сад из старинных российских сортов яблонь, многие из которых считались утраченными.

4. Всё: полуразрушенные дворовые постройки, повисшие на одной петле ставни ‒ говорило о том, что в доме нет мужских рук.

5. Научная дискуссия вокруг глаголицы и кириллицы заставила историков внимательнее изучать, искать, анализировать памятники дославянской письменности.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А3 Б1 В2