В предложениях 1–6 найдите слово с лексическим значением «нападающий игрок в командных играх с мячом». Выпишите это
слово.
(1)В нашей паре я был ведущим, а Павлик – ведомым. (2)Недоброжелатели считали, что Павлик был
приложением ко мне. (3)На
первый взгляд так оно и было. (4)Меня нельзя было приглашать на день рождения без Павлика.
(5)Я покинул футбольную
дворовую команду, где считался лучшим бомбардиром, когда Павлика отказались взять хотя бы
запасным, и вернулся вместе с
ним. (6)Так возникла иллюзия нашего неравенства.
В предложениях 12–16 найдите фразеологизм. Выпишите это
слово.
(12)Женщина случайно оглянулась, увидела собаку, сразу преданно завилявшую хвостом, но тут же
пошла дальше. (13)Собака
легла и положила голову на лапы. (14)Она уже не ласкалась униженно, она просто ждала, не
сводя с женщины глаз.
(15)Женщина что-то сказала ей, и собака завиляла хвостом и почти на брюхе подползла к её
ногам. (16)Женщина достала из
сумки булку, положила её перед собакой, но та не ела, глядела в глаза женщине: она понимала,
что от неё хотят отделаться
подачкой.
В предложениях 4–9 найдите антонимы (антонимическую пару). Выпишите эти
слова.
(4)И я рисовал когда-то – давно это было, – примостясь у керосиновой лампы на обеденном
столе. (5)От прикосновения
волшебных кисточек оживал мёртвый богатырь сказки, как бы спрыснутый живой водой.
(6)Акварельные краски, похожие на
женские пуговицы, лежали в белой жестяной коробке. (7)Иван Царевич на Сером Волке скакал по
еловому лесу. (8)Ёлки были
меньше Серого Волка. (9)Иван Царевич сидел верхом на Волке так, как эвенки ездят на оленях,
почти касаясь пятками мха.
В предложениях 1–7 найдите слово с лексическим значением «обещающий успех, выгоды, удовольствие». Напишите это слово.
(1)Мы сидели на майском берегу, под щедро распустившимся летним солнцем, у тонкой реки и быстрой воды. (2)Вода
называлась Истье, а недалекая деревня – Истцы. (3)Вдруг Корин, друг отца, выступил с заманчивой идеей: – Захар, а
помнишь? (4)Мы с тобой катались на велосипедах через лес в старые монастыри. (5)Давай сплавимся туда по реке! (6)На
велосипедных колесах туда добираться полчаса. (7)А по речке часа за два, ну, за три спустимся.
В предложениях 12–17 найдите синоним к слову «храбро». Выпишите это слово.
(12)Днём волков отгонял служитель. (13)Зато ночью им никто не мешал. (14)И вот однажды, когда
волки, как обычно, дёргали
сетку, она не выдержала напора, разорвалась, и два серых хищника пролезли в клетку к
росомахе. (15)Увидев, что детёнышам
грозит опасность, мать смело бросилась к ним на защиту. (16)Она была гораздо слабее двух
волков и, не будь у неё детей,
уж, наверное, постаралась бы уйти. (17)Но разве могла уйти и оставить своих детёнышей
росомаха-мать?
В предложениях 15−21 найдите синоним к слову «невозмутимо». Выпишите это
слово.
(15)Агния рывком оттащила мальчика за спину. (16)«Беги!» – приказала она, оттолкнув его, и
шагнула навстречу
противникам. (17)Много раз школьники абсолютно спокойно смотрели на то, как силы покидали её
с каждым ударом. (18)Но
Агния никогда не сдавалась. (19)Она падала, она поднималась или не могла подняться, но не
сдавалась она никогда.
(20)Поэтому били её всегда очень жестоко. (21)А в этот раз всё должно быть ещё хуже,
наверное.
В предложениях 18–25 найдите синоним к слову «неизвестный, незнакомый». Выпишите это
слово.
(18)Оно лежало на самом кончике линейки. (19)Зёрнышко казалось таким далёким, и идти за ним
так боязно! (20)Синичка,
приседая и настораживая крылья, прокралась в самый конец линейки и оказалась в моей комнате.
(21)С боязливым
любопытством вглядывалась она в неведомый мир. (22)Её особенно поразили живые зелёные цветы
и совсем летнее тепло,
которое овевало озябшие лапки. – (23)Ты здесь живёшь? – (24)Да. – (25)А почему здесь нет
снега?
В предложениях 1–5 найдите слово просторечное слово с лексическим значением «донять». Выпишите это
слово.
(1)Всё началось на перемене перед шестым уроком. (2)Лена Болдырева, томная пышноволосая
красавица, закапризничала: –
Слушайте, люди! (3)Меня уже достала эта химия! (4)Кто-то в тон ей произнёс с плачущей
интонацией: – А кого она не
достала! (5)Этих реплик хватило для того, чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с
урока вспыхнула молнией.
В предложениях 12–17 найдите слово с лексическим значением «чувство близости, основанное на преданности и симпатии». Выпишите это
слово.
(12)Светлана Леонидовна весело рассмеялась. – (13)Дорогие мои девочки, это вы сейчас так
думаете, потому что никаких
забот у вас нет. (14)Потом, когда появятся у вас семьи, заботы, личные интересы, а времени
свободного будет оставаться
всё меньше и меньше, тогда и проверится ваша дружба. (15)Хватит ли у вас привязанности друг
к другу, чтобы хотя бы в
самую тяжёлую минуту прийти на помощь, или вы будете успокаивать себя рассуждениями о
собственной занятости? –
(16)Кстати, о мелочах, – продолжала Светлана Леонидовна. – (17)Расскажу вам историю, как мои
друзья помогли мне в одной
мелочи.
В предложениях 22−33 найдите фразеологизм. Выпишите это слово.
– (22)Мы же учимся в одной школе. (23)Разве ты меня не видел?
– (24)Не видел!
– (25)Какой ты невнимательный, – сказала она.
– (26)Я слышал твой голос... (27)Я услышал твой голос, – сказал я.
– (28)Ты узнал меня по голосу?
– (29)Нет, другое... (30)Я хотел узнать тебя из-за голоса.
– (31)Тебе понравился мой голос?
(32)Понравился! (33)Не то слово!